mosurusluga.rusitemap
mosurusluga.rusitemap
mosurusluga.rusitemap

Московский базисный учебный план. 2010-2011 учебный год

Московский базисный учебный план обеспечивает преемственность с рекомендованным для использования в системе образования России Решением Коллегии Минобразования России № 11/1 от 17 мая 2000 года Московским базисным учебным планом и выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».

Начальное общее  образование

Образовательные области базисного учебного плана Предметы, включаемые в расписание в рамках образовательной области Предметы, которые могут изучаться интегративно Классы
I II III IV Всего
Филология (Языки и литература) Русский язык, Литературное чтение, Английский язык, Немецкий язык, Французский язык, Испанский язык Литературное чтение, ИКТ 8 10 10 10 38
Математика Математика Информатика, ИКТ 4 4 4 4 16
Окружающий мир Окружающий мир Естествознание, Обществознание, Технология, ОБЖ, Москвоведение, Литературное чтение, ИКТ 2 2 2 2 8
Физическая культура Физическая культура ОБЖ, ИКТ 2 2 2 2 8
Искусство, технология Изобразительное искусство, Технология Изобразительное искусство, Технология, ОБЖ, ИКТ, Литературное чтение 2 2 2 2 8
Музыка Литературное чтение, ИКТ 1 1 1 1 4
Федеральный и региональный компонент 19 21 21 21 82
Компонент образовательного учреждения 4 8 8 8 28
К финансированию 23 29 29 29 110
Допустимая аудиторная нагрузка учащихся, 5-дневная неделя 20 22 22 22
Допустимая аудиторная нагрузка учащихся, 6-дневная неделя 25 25 25
Рекомендуемый максимальный объем домашних заданий в день, 5 дней в неделю 0|1 1,5 1,5 2

Московский базисный учебный план Основное общее образование

Образовательные области базисного учебного плана Предметы, включаемые в расписание в рамках образовательной области Предметы, которые могут изучаться интегративно Классы Всего
V VI VII VIII IX
Русский язык и литература Русский язык, Литература икт 8 8 6 5 5 32
Иностранный язык Английский язык, Немецкий язык, Французский язык, Испанский язык, Японский язык икт 3 3 3 3 3 15
Математика Алгебра, Геометрия Вероятность и статистика, информатика (алгоритмика), ИКТ 5 5 6 6 б 28
Естествознание Природоведение, Биология, География, Физика, Химия ОБЖ, Москвоведение, ИКТ 2 2 6 8 6 24
Социальные науки История, Обществознание, География ОБЖ, Москвоведение, ИКТ 2 3 3 3 5 16
Физическая культура Физическая культура ОБЖ, ИКТ 2 2 2 2 2 10
Искусство Изобразительное искусство ИКТ, МХК 1 1 1 1 1 5
Музыка МХК, ИКТ 1 1 1 1 4
Технология Технология, ОБЖ, Черчение, ИКТ 2 2 2 2 0 8
Федеральный и региональный компонент 26 27 30 31 28 142
Компонент образовательного учреждения 7 7 6 6 9 35
Итого, к финансированию 33 34 36 37 37 177
Допустимая аудиторная нагрузка, 5-дневная неделя 28 29 31 32 32
Допустимая аудиторная нагрузка, 6-дневная неделя 31 32 34 35 35
Рекомендуемый объем домашних заданий, в день 2,5 2,5 3 3 3

Московский базисный учебный план Среднее (полное) общее образование

Учебные предметы, которые могут входить в обязательный федеральный и региональный компонент учебного плана школы Группы предметов, обязательно включаемые в учебный план учрежден

Изучается каждый из предметов на базовом или профильном уровне. Может изучаться второй иностранный язык на базовом или профильном уровне.

ия

Учебные предметы Количество часов за два года обучения В

недельных часах за два года

Базовый уровень Профильный уровень Базовый уровень Профильный уровень
Русский язык 102 204 3 6
Литература 204 340 6 10
Иностранный язык 204 408 6 12
Математика 306 408 9 12
История 170 272 5 8
Физическая культура 136 272 4 8
Искусство и МХК 68 204 2 6
Технология 68 272 2 8
Естествознание 204 6 В число изучаемых предметов должно во Естествознание или три других предмета любом уровне йти
Физика 136 340 4 10 на
Биология 68 272 2 8
Химия 68 204 2 6
Информатика и ИКТ 68 272 2 8 Изучается на базовом (можно интегративно) или на профильном уровне
ОБЖ 68 136 2 4 Каждый из предметов может изучаться на профильном или базовом уровне. Обязательным в составе ОБЖ являются: учебные сборы по основам военной службы 40 часов в 10-м классе, Обществознание, ОБЖ, Экология Москвы и устойчивое развитие, География. Возможно интегрированное изучение предметов с общим объемом не менее 6 часов.
Экология Москвы и устойчивое развитие 34 68 1 2
География 68 204 2 6
Обществознание 68 272 2 8
Экономика 34 136 1 4
Право 34 136 1 4
Итого, базовый компонент 49
Профильное изучение предметов, 5-дневная неделя 13
Профильное изучение предметов, 6-дневная неделя 19
Занятия по выбору обучающегося (элективы, в т.ч. проектная деятельность) 4
К финансированию 92
Допустимая аудиторная нагрузка, 5-дневная неделя 33
Допустимая аудиторная нагрузка, 6-дневная неделя 36
Рекомендуемый объем домашних заданий, в день 3,5

Московский базисный учебный план Пояснительная записка

1. Общие положения

1.1. Московский региональный базисный учебный план разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года №1312 и Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089, и является основой для разработки учебных планов образовательных учреждений.

1.2.Московский базисный учебный план обеспечивает преемственность с рекомендованным для использования в системе образования России Решением Коллегии Минобразования России № 11/1 от 17 мая 2000 года Московским базисным учебным планом и выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».

1.3.Московский базисный учебный план определяет для образовательных учреждений города Москвы, реализующих программы общего среднего образования:

•        в соответствии с Федеральным базисным учебным планом перечень
учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени
обучения, по которым проводится итоговая аттестация выпускников
этой ступени или оценка их образовательных достижений по итогам
учебного года;

•        рекомендации по распределению минимального учебного времени
между   отдельными   образовательными   областями   и   учебными
предметами, основанные на рекомендациях Федерального базисного
учебного плана, результатах массовой практики преподавания и
заключениях   экспертов   о   возможности   достижения   требований
государственных образовательных стандартов общего образования в
условиях    преподавания    с    использованием    распространенных
апробированных      учебных      программ;      учебно-методических
комплектов, педагогических технологий;

•        распределение       учебного       времени       между       федеральным,
региональным    компонентом    и    компонентом    образовательного
учреждения;

•        максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

•        показатели финансирования (в часах);

•        максимальный объем домашних заданий.

1.4.          Московский базисный учебный план представлен для начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Для каждой ступени обучения приводится перечень обязательных для
изучения учебных предметов, отражающий требования федерального
стандарта.

1.5.          Московский базисный учебный план в соответствии с Федеральным
базисным     учебным     планом     и     Типовым     положением     об
общеобразовательном   учреждении,   утвержденным   постановлением
Правительства РФ от 31.08.94 г. № 1008 в редакции постановлений
Правительства Российской Федерации от 09.09.1996 г. № 1058 и от
15.01.1997 г. № 38 предусматривает:

•        4-летний   срок  освоения  образовательных  программ  начального
общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного
года: 1 класс — 33 учебные недели, 2-4 классы — не менее 34 учебных
недель;

•        5-летний   срок   освоения   образовательных   программ   основного
общего образования для 5-9 классов. Продолжительность учебного
года   —   от   34   до   37   учебных   недель   (не   включая   летний
экзаменационный период);

•        2-летний   срок   освоения   образовательных   программ   среднего
(полного)  общего  образования  на  основе  различных  сочетаний
базовых     и     профильных     предметов     для     10-11     классов.
Продолжительность учебного года — не менее 34 учебных недель (не
включая летний экзаменационный период и проведение учебных
сборов по основам военной службы).

1.6. Продолжительность урока для 1 класса - 35 минут (пп. 2.9.4 — 2.9.5
СанПиН 2.4.2.1178-02), число уроков в день, в сентябре-октябре — 3, в
последующие месяцы — не более 4-х. В соответствии с пп. 2.9.1, 2.9.3
СанПиН 2.4.2.1178-02 и  Федеральным  базисным учебным  планом
продолжительность урока для 2-4 классов 35 — 45 мин. и для 5 11
кл. — 45 мин.

1.7.        Образовательные       учреждения        самостоятельно        определяют
продолжительность учебной недели - 5 или 6 дней, в соответствии с
п. 2.9.2 СанПиН 2.4.2.1178-02. В 1-х классах обучение организуется
только   в   режиме   5-дневной   учебной   недели   (п.   2.9.4   СанПиН
2.4.2.1178-02).

1.8.        При   составлении   учебного   плана   образовательного   учреждения
индивидуальные, групповые,  факультативные занятия учитываются
при определении максимальной аудиторной нагрузки обучающихся
(СанПиН 2.4.2.1178-02, п.2.9.1.).

1.9.Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы:

—   на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы,
курсы,   указанные   в   федеральном   и   региональном   компонентах
учебного плана;

—   организацию факультативных, индивидуальных, групповых занятий
и занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки
часов;

—   на деление на подгруппы по отдельным предметам;

—   на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими
видами и формами учебной деятельности.

1.10.                Дополнительным   резервом увеличения   времени  реализации
московского        регионального        компонента        и        компонента
образовательного                учреждения           является            увеличение
продолжительности учебного года в установленных пределах. Это
время   может   быть   использовано   для   организации   экскурсионно-
краеведческой    работы,    проектно-исследовательской    деятельности
обучающихся,   учебной   практики   обучающихся,   в   соответствии   с
образовательной программой общеобразовательного учреждения.

1.11.                Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности
их   выполнения   в   следующих  пределах:   в   1   классе   (со   второго
полугодия) — до 1 ч., во 2-м — до 1,5 ч., в 3 — 4-м — до 2 ч., в 5 — 6-м — до
2,5 ч., в 7 — 8-м — до 3 ч., в 9 — 11-м — до 4 ч. (СанПиН 2.4.2.1178-02,
п.2.9.19).   В   первом   полугодии   1   класса   обучение   ведется   без
домашних заданий.

1.12.                В соответствии с п. 2.9.1. СанПиН 2.4.2. №  1178-02, при 35-
минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально
допустимая   недельная   нагрузка   при   6-дневной   учебной   неделе
составляет  27  часов,  при  5-дневной учебной  неделе — 25  часов.
Распределение числа часов между различными предметами при этом
следует рекомендациям  Московского  базисного учебного  плана и
согласовывается с методическими службами.

1.13.                В  соответствии с традицией и для удобства восприятия для
начальной и основной школы Московский базисный учебный план
сформулирован    в    «недельной»    форме.     Однако    такая    форма
представления   не   означает  необходимости   фиксации  числа  часов
преподавания данного предмета в каждой неделе учебного года. По
усмотрению   образовательного   учреждения   учебное   планирование
может быть построено иначе при соблюдении СанПиН и с учетом
даваемого Московским базисным учебным планом числа часов за год.

1.14.       Рекомендации    по    учебному    планированию    и    нормативы
финансирования     классов     коррекционно-развивающего     обучения
определяются       отдельными      распорядительными      документами
Департамента    образования    города    Москвы    в    соответствии    с
федеральными   документами   и   на   основе   Московского   базисного
учебного плана.

2. Особенности Московского базисного учебного плана.

2.1.   Региональной   спецификой   Московского   базисного   учебного   плана является:

•         поддержка значительного, уже сложившегося уровня вариативности
системы московского образования путем фиксации минимального
объема  изучения  укрупненных   образовательных   областей,   а  не
отдельных предметов;

•         поддержка     практики      интегративного      изучения     отдельных
дисциплин;

•         поддержка       интегративного       освоения       и       использования
информационных и коммуникационных технологий в различных
дисциплинах;

•         повышение  объема учебного  времени,  отводимого  на освоение
иностранных    языков,    включение    японского    языка    в    число
иностранных языков, изучаемых в общем образовании;

•         особое внимание формированию экономической и экологической
компетентности московских школьников;

•         модернизация математического образования в направлении развития
наиболее   современных   и   наиболее   востребованных   практикой
разделов;

•         региональное     построение     компонентов     художественного     и
культурно-эстетического образования;

•         особая роль математики, информатики и ИКТ в условиях Москвы.

2.2. Интегративное преподавание той или иной школьной дисциплины не должно вести к снижению качества и отсутствию учета и контроля по этой дисциплине. В связи с этим для каждого отдельного предмета, преподаваемого в данном классе интегративно, в классном журнале должен быть выделен раздел (страница), в заголовке которого должно быть приведено название предмета и указано «(интегративно)». Раздел заполняется обычным образом, отмечается фамилия, имя, отчество учителя, список учащихся, их присутствие, оценки текущей аттестации, поурочное тематическое планирование (с указанием, в рамках урока по какому предмету, указанному в расписании, ведется интеграция). Соответственно ведется заполнение электронного (цифрового) журнала.

2.3 Идущая в московском образовании работа по реализации модели Школы информатизации базируется на широкой интеграции информационных и

коммуникационных технологий во все школьные дисциплины, интеграции, предполагающей и использование ИКТ в этих дисциплинах и их освоение в ходе использования. Эта интеграция должна отражаться в учебном планировании и подлежать внутришкольному контролю, для нее должны

выделяться ресурсы, в частности, для выполнения домашних заданий в помещениях школы в объемах, определяемых п. 1.11 настоящей пояснительной записки и СанПиН 2.4.2.1178-02, п.2.9.19.

2.4. Учреждениям, реализующим программы общего среднего образования, рекомендуется предлагать учащимся старшей школы изучать на добровольной основе на факультативных занятиях курс «История религий»

3. Начальное общее образование

Обязательные для изучения в начальной школе учебные предметы

Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, Технология, Физическая культура

Образовательная область «Филология» предусматривает изучение «Русского языка» (1-4 классы), «Литературного чтения» (1-4 классы) и «Иностранного языка» (2-4 классы). При этом рекомендуется на учебный предмет «Иностранный язык» во 2-4 классах выделить по 3 часа в неделю. Если три часа выделяются, следует уделить особое внимание координации курса иностранного языка и курсов русского языка и литературного чтения, развитию общеязыковой, коммуникативной компетентности, русскоязычной грамотности, навыков скорописи и компьютерного набора текста. Тем самым, часы, выделяемые на иностранный язык, будут использоваться и для освоения важных элементов родного языка. Важно реализовывать цели освоения русского языка и литературного чтения и в таких областях, как «Окружающий мир», «Искусство, технология», «Музыка». Это может находить отражение и в учебном планировании для соответствующих предметов.

Образовательная область «Математика» предусматривает изучение учебного предмета «Математика». Учебный план предусматривает возможность интегративного освоения математических разделов информатики. Эти разделы особенно важны в первом классе, где они могут играть роль пропедевтики изучения математики. В последующие годы они содействуют, помимо непосредственного предметного содержания, расширению предметного контекста математики, развитию коммуникативной компетентности и общеинтеллектуальных способностей. Общий объем изучаемых разделов «Информатики и ИКТ» в курсе математики — не менее 60 часов (в 1-4 классах начальной школы).

Образовательная область «Окружающий мир» в 1-4 классах допускает
интегративное изучение предметов: «Окружающий мир», «Естествознание»,
«Обществознание»,         «Технология»,        «ОБЖ»,         «Москвоведение»,

«Литературное чтение».

Образовательная область «Физическая культура» в 1-4 классах предполагает интегративное изучение предмета «ОБЖ».

Образовательная область «Искусство, технология» допускает интегративное изучение предметов: «Изобразительное искусство», «Художественный труд», «Технология», ОБЖ, «Литературное чтение». Учебный предмет «Изобразительное искусство» может изучаться как самостоятельный учебный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю. Учебный предмет «Музыка» допускает интегративное изучение литературного чтения. «Музыка» выделяется из образовательной области искусства, поскольку в реальной школе музыка и искусство оказываются разделенными по часам и преподавателям и это разделение должно найти отражение в учебном плане.

Учебный предмет «Технология» может изучаться как интегративно в образовательных областях «Окружающий мир» и «Искусство», так и как самостоятельный учебный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1 -4 классах. Возможно и изучение интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).

Интеграция в начальной школе играет принципиальную роль. Это определяется следующими факторами:

•         особо жесткое противоречие между распределением содержания по
предметам и гигиеническими ограничениями;

•         потребность учащихся в целостном восприятии мира;

•         практика    работы     одного     основного     учителя,     охватывающей
подавляющее число предметов и часов.

Рекомендуемый объем интегративного изучения ИКТ в начальной школе не

менее 124 часов (за 4 года).

Рекомендуемый  объем   изучения  «Русского   языка» и   «Литературного

чтения» в начальной школе, включая интегративное, не менее 1150 часов (за

4 года).

Интеграция ОБЖ в курсы «Физическая культура», «Искусство, технология»

и «Окружающий мир» будет содействовать лучшему усвоению содержания

предмета,  установлению более  прочных связей  с  повседневной жизнью

учащегося и  его  семьи  и всем контекстом  окружающего ребенка мира

большого города. Рекомендуемый объем интегративного изучения ОБЖ в

начальной школе не менее 124 часов (за 4 года).

4. Основное общее образование

Обязательные для изучения в основной школе учебные предметы

Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, История, Обществознание, География, Природоведение, Физика, Химия, Биология, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура, Изобразительное искусство, Музыка

В образовательной области «Русский язык и литература» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рекомендуется на изучение литературы в 5-8 классах выделять 2 часа, в 9 классе — 3 часа. Остающиеся часы относятся к русскому языку. Важным ресурсом в повышении эффективности учебного процесса в этой области является интеграция трех предметов: русского языка, литературы и ИКТ, В частности, рекомендуется использовать ИКТ при написании домашних сочинений и выполнении других видов домашних заданий, проектных работ и т. д. Модель «Школы информатизации» предполагает рецензирование и оценивание учителем русского языка текстов, которые учащиеся создают в различных предметах.

Специфика изучения предмета «Иностранный язык» в основной школе московского региона включает возможность выбора японского языка как основного иностранного. Применение ИКТ, прежде всего — в модели «Школы информатизации» позволяет развивать коммуникативные навыки иностранного языка в различных школьных предметах.

Увеличение учебных часов образовательной области «Математика»
является результатом включения содержательных разделов «Вероятность и
статистика, информатика (алгоритмика)». Принципиальным является
введение вероятности и статистики, не как теоретических, фундаментальных
разделов, а как прикладных, при этом поддерживающих формирование
общематематических и арифметических навыков разделов. Минимальный
объем изучение вероятности и статистики в основной школе 54 часа.
Содержание курса математики также расширено фундаментальными
вопросами     информатики     (алгоритмика),     и         темами     прикладной

направленности, связанными с обработкой данных. Планируемый на изучение этих разделов объем учебного времени составляет (в основной школе) 48 часов. Вести преподавание разделов «Вероятность и статистика, информатика (алгоритмика)» может учитель информатики.
Образовательная область «История и обществознание» предполагает изучение учебных предметов «История», «Обществознание», «География», и

может включать в себя содержательные разделы: «Москвоведение», «Экономика», «Право», «ОБЖ». Минимальные объем изучения предмета «История» составляет 340 часов, предмета «Обществознание» — 136 часов.

Учебный предмет «Природоведение» (5 класс или 5 и 6 классы) включает содержательные разделы: «Москвоведение», «ОБЖ». Интеграция ИКТ в его преподавание может идти, например, в соответствии с федеральной примерной программой по Природоведению (см. страницу http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/pp/1362/). Учебный предмет «Природоведение» может изучаться и в 6 классе (2 часа в неделю) в его рамках могут интегративно изучаться разделы предметов «География» и «Биология». Минимальные объемы изучения в основной школе для предметов образовательной области «Естествознание» составляют: «Биология» - 238 часов, «Физика» - 204 часа, «Химия» - 136 часов.

Минимальный суммарный объем изучения предмета «География» в основной школе в рамках областей «История и обществознание» и «Естествознание» — не менее 238 часов.

В рамках учебного предмета «Изобразительное искусство» могут изучаться разделы предмета «Мировая художественная культура». Минимальный объем изучения предмета «Изобразительное искусство» — 170 часов.

Учебный предмет «Музыка» изучается в 5-8 классах. В 9-ом классе рекомендуется включать вопросы музыкальной культуры в курс МХК. Минимальный объем изучения учебного предмета «Музыка» составляет 136 часов.

Образовательная область «Технология» изучается в 5-8 классах в несколько большем объеме, чем это предусмотрено Федеральным базисным учебным планом. В 8-ом классе в рамках этой области и в 9-ом классе в рамках компонента образовательного учреждения может быть организована предпрофильная подготовка обучающихся (1-2 часа в неделю), в частности, в технологической области.

Образовательная область «Информатика и ИКТ» осваивается интегрировано с предметами других образовательных областей, при наличии условий изучение осуществляется во всех школьных предметах. Рекомендуемый объем изучения в основной школе — 208 часов. В случае отсутствия условий для интегративного изучения, «Информатика и ИКТ» может изучаться как отдельные предмет с объемом не менее 136 часов с использование часов, отведенных в Московском базисном учебном плане на «Математику», «Технологию» и компонента образовательного учреждения. При любом варианте организации учебного процесса рекомендуется, чтобы объем     не     интегрированного     изучения     разделов,     относящихся     к

специфической проблематике информатики, составлял не менее 34 часов. Возможны различные варианты распределения материала данного предмета по годам обучения. Естественно, что задачи применения ИКТ требует их освоения на возможно ранних годах.

Учебный предмет «ОБЖ» в 5-9 классах может изучаться на интегрированной основе, или как отдельный предмет за счет часов «Истории и обществознания», «Естествознания», «Физической культуры», «Технологии» и компонента образовательного учреждения. Общий объем изучения ОБЖ- не менее 136 часов.

5. Среднее (полное) общее образование

Обязательные для изучения в старшей школе общеобразовательные учебные предметы

Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История. Обществознание, Естествознание (или раздельные естественно-научные предметы), Физическая культура, Экология Москвы и устойчивое развитие. География, ОБЖ

Московский базисный учебный план для 10-11 классов реализует модель профильного обучения Федерального базисного учебного плана. Эта модель предполагает стандартизацию двух уровней преподавания основных учебных предметов: базисного и профильного, и включение в компонент образовательного учреждения элективных курсов (элективов), которые учащийся может выбрать в соответствии с индивидуальным профилем образования.

Интеграция является одной из основных особенностей Московского базисного учебного плана, усиливающей интегративные принципы Федерального базисного учебного плана. Тем не менее, Московский учебные план предполагает возможность (в соответствии с решением образовательного учреждения) преподавания и аттестации ряда школьных предметов не только интегративно, но и раздельно.

В предмете «Математика» рекомендуется выделять предметы: «Алгебра и начала анализа», «Геометрия»; возможно интегративное изучение отдельных разделов «Информатики и ИКТ».

В предмете «История» могут быть выделены предметы «История России» и «Всеобщая история». Рекомендуется вести раздельную аттестацию по указанным предметам.

Изучение естественно-научных дисциплин может быть обеспечено как интегрированным предметом «Естествознание», который рекомендуется вводить в профилях гуманитарной направленности, так и отдельными предметами «Физика», «Химия», «Биология». В рамках интегрированного предмета, или отдельных предметов могут интегративно изучаться отдельные темы предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие». Возможно и выделение в качестве отдельного интегративно изучаемого предмета «Астрономии».

Предметы «ОБЖ», «Экология Москвы и устойчивое развитие», «География», «Обществознание», «Экономика», «Право» могут изучаться в различных формах интеграции. При этом аттестация обязательно проходит по предметам «Обществознание», «ОБЖ», «Экология Москвы и устойчивое развитие», «География». Дополнительно может проходить аттестация по предметам «Экономика» и «Право».

Учебные сборы (пятидневные) по основам военной службы с учебной нагрузкой 40 часов являются обязательными.

При изучении учебного предмета «Искусство» рекомендуется широко использовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся музейно-экскурсионную работу. Это может служить формой разгрузки учащихся, в частности, в экспериментальной работе по индивидуальному мониторингу здоровья и оптимизации учебных нагрузок.

Предмет «Технология» в старшей школе предполагает высокую степень вариативности в зависимости от выбранного учащимся профиля. Рекомендуется строить изучение этого предмета как профориентационное, дающее учащемуся опыт решения производственных задач, выполнения соответствующих проектов в областях, связанных с профилем. Предмет «Информатика и ИКТ» может быть частично или полностью интегрирован в другие предметы, в частности в «Технологию».

Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. Возможные профили обучения формируются образовательным учреждением, учащийся имеет возможность для выбора своего профиля по согласованию с образовательным учреждением.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.

Сумма недельных часов нагрузки по предметам, изучаемым на базовом уровне составляет 51 час, при интегративном изучении «Информатики и ИКТ» — 49 часов. Ограничения СанПиН составляют: для пятидневной учебной недели — 33 часа, для 6-дневной — 36 часов.

Предложенное распределение часов дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. Оно дает возможность

для реализации профильной модели обучения. В то же время, оно допускает и реализацию традиционной модели учебного планирования без выделения профилей, в том числе: модели школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицейского, гимназического образования, а также распределение объема отдельных предметов, реализуемое сейчас в общеобразовательной школе (без какого-либо углубления и профилизации).

II.Финансово-нормативное обеспечение

1.  Финансирование учебного плана складывается из:

—   основного   финансирования,   нормативы   которого   указаны   в
строках  «К  финансированию»  Московского  базисного  учебного
плана;

дополнительного финансирования, нормативы которого определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №196 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2002г. №919);

—  различного рода целевого финансирования, нормативы которого
утверждаются нормативными документами Правительства Москвы
и Департамента образования города Москвы.

2.    Устанавливаемые базисным учебным планом нормативы финансирования
не  зависят  от  выбранного  общеобразовательным  учреждение режима
работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя, смешанный режим и
пр.).

3. Указанные   в   базисном   учебном   плане   нормативы   финансирования
относятся:      к      занятиям,      проводимым      в      рамках      основных
образовательных программ.

Программы дополнительного образования, предусматривающие проведение занятий вне рамок учебного плана общеобразовательного учреждения (кружки, студии, секции, школьные театры и т.п.) финансируются в соответствии с нормативами, утвержденными для этих видов деятельности.

4.  Расчет  объемов   финансирования производится  по  учебному  плану
общеобразовательного             учреждения.             Учебные             планы
общеобразовательных учреждений, составленные на основе Московского
базисного учебного плана, финансируются в соответствии со строкой «К
финансированию» Московского базисного учебного плана

Всего по ступеням обучения подлежат финансированию:

—   в начальном общем образовании (1-4 классы) 104 учебных часа в неделю;

—   в основном общем образовании (5-9 классы) 177 учебных часа в неделю;

—   в среднем (полном) общем образовании (10,11 классы) 92 учебных часа в
неделю

Число часов к финансированию превосходит максимальную учебную нагрузку учащегося. Это обеспечивает индивидуализированное учебное планирование для различных обучающихся.

5.  Общеобразовательные учреждения вправе перераспределять количество
оплачиваемых учебных часов между классами внутри ступени обучения
при условии сохранения общего количества часов на данную ступень и
при соблюдении санитарно-гигиенических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 в
отношении максимальной аудиторной учебной нагрузки.

Дополнительное финансирование учебного плана общеобразовательного учреждения

6.  К   указанным   в   таблицах   Московского   базисного   учебного   плана
нормативам     «К     финансированию»,     добавляется     финансирование
раздельного преподавания:

6.1.   в группах с наполняемостью не менее 12 человек при проведении
занятий по:

—   технологии (материальные технологии) в 5-11 классах,

—   всем предметам с применением современных ИКТ учащимися в 1-11
классах;

—   физической культуре в 5-11 классах;

—   естественно-научному практикуму и полевой практике в 5-11 классах
в соответствии с тематическим планированием;

—   профильным дисциплинам;

6.2.     в группах с наполняемостью не менее 8 человек при проведении
занятий по:

— иностранному языку во 2-11 классах.

Также      добавляется      финансирование      совместной       работы      двух

преподавателей:   Информатики   и   ИКТ   и   предметника  при   проведении

занятий   по   учебным   предметам   в    1-11    классах   с     использованием
современных ИКТ учащимися.

Целевое     финансирование     учебного     плана     общеобразовательного учреждения

7.   Перечень  занятий,  подлежащих целевому  финансированию  в данном
учебном году, нормативы и сроки действия целевого финансирования для
каждого   рода   занятий   определяются   распорядительными   документами
Департамента     образования     города    Москвы,     окружных    управлений
образования

Both comments and pings are currently closed.

Комментарии отключены.